Как сделать заказ?
Новосибирск
Поиск по сайту

Как НЕВАТОМ увеличил производительность в два раза за счет бережливого производства

08.11.2021

Постер Бережливое производство как это устроено в НЕВАТОМ - 1 (1).jpg

Российский производитель промышленного вентиляционного оборудования НЕВАТОМ внедряет концепцию бережливого производства уже четвертый год. За это время производительность в цехах Новосибирска и Екатеринбурга выросла вдвое.

Бережливое производство — это направление менеджмента, обеспечивающее конкурентоспособность предприятия за счет выпуска продукции в количестве, необходимом заказчику, с высоким качеством, минимальными затратами ресурсов и низкой себестоимостью («Бережливое производство», А. В. Вялов)

Принципы бережливого производства в НЕВАТОМ начали применять в 2017 году. С тех пор производительность выросла в полтора раза, а на некоторых участках до двух раз. Так, на участке алюминиевых изделий начинали с 2,5 изделий в час на человека (человеко-час или чел.ч), а к 2021 году достигли результатов в 5–5,5 изделия в чел.ч. На участке полимерной окраски раньше делали пять-шесть загрузок в чел.ч, а теперь удаётся провести 11 загрузок.

Один из передовиков в НЕВАТОМ — цех жестяных изделий. Там удалось повысить производительность с 2,5 до 3,5–4 квадратных метра изделий в чел.ч. На участке канального оборудования, который стал пилотным для участия в нацпроекте «Производительность труда», выработка повысилась с 0,36 до 0,42 изделий в час на человека. 

Принципы бережливого производства (1)-07.jpg

Что такое «бережливое производство»?

Бережливое производство — это технология оптимизации производственных процессов, которая сосредоточена на создании ценности, как результата каждого действия, и на устранении потерь (времени или других ресурсов). 

Под «ценностью» подразумевают те свойства продукта, за которые клиент готов платить: качество, сокращенный срок производства и сниженная стоимость.

У каждой составляющей ценности есть предел. В какой-то момент себестоимость товара или услуги может превысить выгоду, если потребует от работника слишком много сил и времени. Тогда предложение перестанет быть рентабельным. Поэтому необходима «мера достаточности» — рамки, за которые нельзя выходить, чтобы товар или услуга не утратили ценность и не приобрели потери.

Под «потерями» подразумевают издержки производства, те действия, которые расходуют ресурсы (время и сырье), но не добавляют товару или услуге ценности. Это то, за что клиент платить не готов.

Таким образом, главная цель предприятия, внедряющего «бережливое производство», — наделить продукцию ценностью с наименьшими затратами за счет сокращения потерь. 

Можно выделить три направления внедрения бережливого производства — оптимизация процессов, изменения образа мышления сотрудников и оперативное управление. 

Screenshot_1.png

Как внедряют концепцию в НЕВАТОМ?

В России бережливое производство взяли на вооружение крупные компании (РЖД, «Почта России», Сбербанк, Росатом). Своим чередом пришли к пониманию полезности концепции и топ-менеджеры НЕВАТОМ. Как рассказал директор по производству НЕВАТОМ Андрей Васютин, первой реакцией работников на инициативу стал скепсис. Но постановка четких целей, объяснение выгод и знакомство с примерами внедрения концепции на других предприятиях изменили мнение большинства.

«Мы собрали людей и сообщили, что нужно достичь конкретных показателей по выработке. Плюс точечно прошлись по участкам и сказали работникам на местах, что объем стеллажей с заготовкой сокращаем в два раза. Сперва сотрудники не верили, смеялись. А потом увидели, что это реально. Сейчас в памяти уже очень сложно воспроизвести с чего мы начинали, но благодаря фотографиям в формате «было-стало», мы переносимся в то время и ужасаемся», — поделился Васютин.

На производстве открыли учебный класс, в котором сотрудники играли в деловые игры, знакомились с новой концепцией, обсуждали ее. Процесс проходил по каскадному принципу — сначала знаниями снабжали начальников, руководителей цехов и бригадиров, а они уже шли с ними к подчиненным. 

IMG_0130.jpg

По признанию Васютина, сложнее было менять мировоззрение людей, проработавших на производстве уже долгое время, чем новичков: «Новым сотрудникам это преподносится как культура, их ставят перед фактом, что иначе у нас не работают. Новый сотрудник либо это принимает и остается, либо уходит». 

С 2020 года сотрудников отправляют в новый учебный центр — «Фабрику процессов», где преподают принципы бережливого производства. По словам Васютина, сотрудники возвращаются оттуда «с горящими глазами», создается «вау-эффект». Вернувшись на рабочее место, они понимают, что не так-то просто переложить новые знания на практику. 

Однако сам Васютин уверен, что это только начало. «Ближайшая цель — придать всем нашим улучшениям регулярность. Затем — облегчить внедрение инструментов бережливого производства. Мы сейчас в самом начале долгого пути, продолжительность которого выходит за пределы одной человеческой жизни», — подытожил Васютин. 

О том, почему в бережливом производстве важны не только потребности клиента, но и сам процесс создания «ценности» работниками, читайте в следующих материалах. Также вы узнаете, что такое «5С», «цикл Деминга», «З НЕ», 7 видов потерь и как НЕВАТОМ внедряет их на практике.



Возврат к списку